вторник, 8 декабря 2020 г.

Интервью с Тимофеем Ващилиным

Интервью "Тот, кто сделал ставку на гороскопы, попал в точку" - Тимофей Ващилин "Тот, кто сделал ставку на гороскопы, попал в точку" - Тимофей Ващилин - Я слышала, что вы – из кинематографической семьи. Но по стопам родителей не пошли. Вы сами выбирали вуз? - Да, я учился на экономическом факультете ФИНЭКа, потому что профессия экономиста была привлекательной и популярной, она наиболее четко определяла будущее – ведь востребованность таких специалистов была большой. Если бы мы жили в Великобритании, в состоявшемся государстве, наверное, я бы в 1991 году пошел в театральный, но здесь было необходимо принимать решение с расчетом на то, что в будущем должна быть стабильная работа и такая же стабильная зарплата. Хотя говорят, что те, кто занимается театром, никаких преград не чувствуют. - Вы также учились в Лондоне… - Да, по программе обмена, которую проводил ФИНЭК с Бременским университетом. Я прожил там год, полгода учился, полгода работал. Мне было интересно работать в Англии, но это был чисто студенческий труд, и значительного опыта профессиональной работы в Англии у меня нет, но зато у меня есть английское образование… В принципе, это финансовая степень, которая позволяет визировать состояние счетов компаний. - А где работали после окончания института? - В Москве. Увлекся направлением маркетинга и коммерции и занимался порталом Bee On Line – это информационные и развлекательные услуги на основе мобильных технологий. В принципе то, что сейчас обыденно и всем уже надоело, но в 1999-2000 годах это было принципиально ново, далеко не все ещё понимали перспективы этого бизнеса. На бизнес-портале я занимался маркетингом и рекламой, мы за 3 года из компании, которая не зарабатывала ничего, сделали прибыльное предприятие с очень хорошим уровнем доходности. - Что теперь с этим проектом? - Теперь это подразделение в составе "Вымпелкома". Можно было пойти двумя путями – либо выйти на регионы и делать из этого проекта публичную компанию, привлекая средства третьих сторон, либо влить его обратно в "Вымпелком". Был выбран второй. - Значит, в "Вымпелкоме" вы оказались, по сути, сразу после института? - Да, поскольку бизнес-портал был изначально вымпелкомовским, я де-факто попал в эту "семью". Оказался я там очень просто - один из моих друзей, зная, что я хочу заниматься маркетингом и рекламой и отвлечься от всевозможных экспресс-счетов, поверил, что я смогу, и позвал меня туда. - Страшно не было? - Такая перемена профессии, конечно, – довольно серьезный шаг, поэтому я долго думал. Многие меня спрашивают: "Зачем? Не жалеешь?" Не жалею ни на секунду! Несмотря на то, что это профессия, требующая очень серьезных способностей, мне приятно в ней находиться. Тогда помню, мы все начинали с нуля – пять человек, одержимые энтузиасты, а вокруг никто ни во что не верит… - Почему не верят? - Потому что это сейчас, по прошествии времени, мобильный контент и мобильная связь стали делом привычным, и в компаниях уже знают всю специфику продаж услуг. А в тот момент, о котором говорю я, был только некий набор идей, которые надо было реализовать, оформив в определенную оболочку, и донести все это до потребителя. Именно в этом состояла моя задача. Эти услуги еще не продавались в России, даже мобильными тогда еще мало кто пользовался – и понятно, что когда речь идет о start up, есть и успехи, и поражения. Мы долгое время старались выйти на окупаемость и начать зарабатывать деньги, в итоге это получилось. В 2000 году, я помню, мы пришли на ТВ 6 и предложили Ивану Демидову делать интерактивную услугу с смс. Он сказал: "Нет, ребята, вы что-то предлагаете неинтересное". И мы расстались. А сейчас ни один телеканал не обходится без этого. - Так что же вы в итоге придумали такого, чтобы проект стал успешным? - Принцип, по которому продвигаются и рекламируются услуги подобного характера во всем мире, это когда в долях распределяется участие контент-провайдера, того, кто непосредственно продает эту услугу, и медиаплощадки. При этом медиаплощадка изначально никогда не вкладывается и не получает никакого cash. Идет разговор о том, что мы размещаем информацию, меряем какой-то revenue, а дальше распределяем "условно купленным билетам". Сама идея, сама форма подобного общения была новой, и пришлось объехать не одно издание, чтобы убедить людей за те страницы, за которые они могут получить конкретно оплачиваемую рекламу, поставить какие-то номера с песенками или картинки с песенками, гарантировать доход, который превысил бы доход, изначально планировавшийся по рекламе. - Как это все происходило в реальности? - Мы приходили на переговоры с огромной "простыней" с неким набором информации, которую они могут у себя размещать и привлекать таким образом потребителей - от гороскопов, футбольных счетов, погоды в Урюпинске до знакомств. Каждый представитель медиа смотрел и говорил - о, я люблю вот это; поставьте рингтоны группы А; а мне - группы Б; мне давайте картинки; а мне кажется, что гороскоп пойдет... Ну и так далее. - И что же стало пользоваться наибольшим спросом? - Тот, кто сделал ставку на гороскопы, попал в точку – это был писк сезона, они зарабатывали на этом большие деньги. А вот спортивные трансляции большого успеха не имели - может быть, потому что технология ещё была недостаточно отработана. - Сколько лет вы в "Вымпелкоме"? - Шесть. - У вас есть любимый исторический период? - Мне очень нравится дореволюционная Россия 1895-1914 годов, до Первой мировой войны. Это как раз то время, когда наша страна была в настоящем расцвете. - Вот интересно, компания, в которой вы работаете, с каким общественным образованием того периода могла бы ассоциироваться? - Государственная дума созыва 1913 года со всеми её кризисами (улыбается). Если серьезно, то легче, наверное, сравнить внутреннее устройство "Вымпелкома" с каким-либо государственным строем. Монархией нас, конечно, сложно назвать - мы настолько большие, что структура нашей компании сама по себе существовать не может, мы зависим от абонентов, кредиторов акционеров и т.п. Наверное, нас можно было бы сравнить с либеральным государством, но самое интересное, что даже в правильном государстве иногда бывают большие проблемы. Главное, как они разрешаются. (улыбается) - То есть с обществом художников, например, "Вымпелком" не сравнить? - Нет, компания, скорее, похожа на общество чиновников – сразу вспоминается Табель о рангах. - Ну а себя вы с каким постом в этом обществе ассоциируете? - Начальник ГЦРР (улыбается). Шутка, конечно. Думаю, что ближе всего я, с одной стороны, к министру культуры, поскольку отвечаю за некую креативную составляющую, а с другой – к министру финансов, это с точки зрения ответственности за бюджетирование. - Две совершенно различные должности… - Для кого-то это, может быть, сложно, для меня - нет. У меня двойное мышление – я могу быть аналитиком, а могу мыслить творчески, и одно не мешает другому. Я могу мыслить образно, но и с цифрами работаю ничуть не хуже. - По каким критериям вы подбирали себе подчиненных? - Коллектив, который может считаться успешным, должен быть максимально сбалансирован. Это не должны быть люди однообразные и неинтересные друг другу, кто-то должен быть силен в одной области, кто-то - в другой. Тогда и формируется взаимосвязь, в которой, как в кристалле, формируется ядро, с которым можно работать дальше и достигать каких-то целей. Отдел маркетинга - это не команда на start up, здесь не нужно применять очень серьезный подход и многое можно простить. Найти себе в отдел звезду, человека, который бы делал за тебя все, довольно сложно - не те условия бизнеса, здесь больше на выбор влияет такое качество человека, как исполнительность… Это банально, но зачастую это так. Хотя мне бы хотелось, чтобы люди были самостоятельные, творческие. Я люблю, когда работающие со мной люди счастливы на этой работе, а это сложно сделать. - Да, особенно трудно, наверное, когда люди "тащат" на работу свои домашние проблемы. Вы с этим как-то боретесь? - Существует теория, которая была разработана в Англии – у каждого человека есть определенный баланс между рабочим временем и тем временем, которое он тратит на себя. Это могут быть абсолютно разные пропорции - для кого-то 70 на 30, для другого - 95 на 5. Каждый человек должен просто найти этот баланс и никогда его не нарушать, потому что иначе не получится ни здесь, ни там. И когда я вижу, что люди у меня в отделе довольны, и их жизнь им нравится, для меня это - показатель здоровой атмосферы. Если где-то идет перекос, я стараюсь это исправить, хотя понятно, что в принципе это не моя задача. Моя задача - найти людей и мотивации, понять, где у них точки к движению вперед. - А у вас этот баланс каков? - Я очень стараюсь держать 70 на 30, но сложно, потому что современный подход требует увеличения этих 70-ти. Хочется, чтобы мы в 9 приходили, в 24.00 уходили с работы, чтобы у нас не было потребности в генеральном директоре, но при этом понимаешь, что успех из-за этого не придет. - Насколько вы независимы от центрального офиса компании? - Сейчас идет ярко выраженная глобализация. То есть – у нас должна быть общая политика, общие требование к брэнду и т.д. Кто работает в этой индустрии, ощущают это. Во всем этом есть определенные плюсы и определенные минусы. Вопрос, как всегда, в балансе. Нужно четко понимать, насколько даже заявление, которое устраивается штаб-квартирой, правильное и адекватное для рынка. Понимать, как ты можешь на это влиять, что можно изменить, что нельзя. Например, если слишком настаивать на глобализации со стороны центральных офисов, они в конечном итоге проиграют. Тот же результат - если местные офисы будут устраивать революционные ходы и изображать из себя Че Гевару. - А у вас в итоге какая ситуация? - У нас стремление к глобализации банды Че Гевара (улыбается). Мы ничем не отличаемся от других крупных национальных компаний - довольно серьезно идем по пути объединения всех ресурсов и глобализации. Больше всего я переживаю, что в это время мы можем не увидеть всех отличительных местных деталей, и рынок этого не простит. - Какие вы использовали в Петербурге местные детали рынка? - Питер - футбольный город, и здесь привлечение внимания аудитории с помощью футболистов "Зенита" – работающий метод. Это заметит и просто прохожий, и фанат, который ходит на каждый матч, это будет обсуждаемый топик, который привлечет внимание. Мне казалось, что это довольно очевидно, но с точки зрения глобального подхода к нашему брэнду, было ограничение на использование celebrity. Но, несмотря на это нам удается реализовать проект с Андреем Аршавиным, который очень успешно прошел с точки зрения результатов. А в Москве, например, появляется кампания с теннисистками – Шараповой, Дементьевой, Мыскиной. - Ну да, а "МегаФон" вот, я слышала, после этого отказался "Зенит" спонсировать… - Думаю, это произошло по другим причинам. Но я был бы рад, если бы это случилось из-за нашей рекламной кампании. - Почему? - Я считаю, что финансировать "Зенит" – это хорошая идея с точки зрения бизнеса, хорошая продаваемость, лояльность клиентов. Мы не договаривались с "Зенитом", Аршавин - это игрок сборной России. Я вообще люблю использовать возможности, которые предоставляет рекламный рынок. Иногда большим руководителям кажется, что это так, мелочь и "ни о чем". Но на самом деле, настоящая борьба происходит именно в рекламе - за лучшее место для крышной установки, за того же игрока футбольного клуба, за хороший BTL-ход… - Я слышала, что вы очень долго добивались появления крышной установки в Петербурге. Для чего она вам нужна? - Теория о том, что хороший брэнд должен иметь медиапотребление, на мой взгляд, не требует доказательств. Если ты хочешь, чтобы твой брэнд был "на уровне", ты должен обеспечить его присутствие перед глазами потребителя с определенной частотой. При этом потребитель не должен видеть брэнд только тогда, когда собирается воспользоваться твоими услугами, ведь цель - завоевать потребителя с эмоциональной точки зрения. Он должен засыпать с любимой, например – и видеть через окно надпись – "Билайн"… - Как-то цинично, на мой взгляд… - Может быть. Но что плохого в том, что, например, приезжает человек в родной город – видит брэнд "Билайн" и думает: "Как хорошо, я дома". Эта взаимосвязь очень важна. Любая имиджевая реклама оспариваема, можно говорить, что она нужна, можно – что совсем не нужна. Но мировая практика показывает, что имиджевая реклама - особенно для компаний, работающих в области сервиса – необходима, потребитель должен встречаться с брэндом повсюду. Крышные установки – это довольно дорогостоящая вещь, она подчеркивает статусность брэнда - компания настолько дорожит своим именем, что готова тратить… - В общем, вы - патриот компании. -Да. Я любому делу, которое делаю, отдаюсь полностью. И работе, и любви (улыбается). - Я слышала некую сплетню – затеявший ребрэндинг человек очень быстро уволился из компании… - Был одиозный товарищ - брэнд-менеджер, консультант, который ого специально пригласили, чтобы он сделал это проект, он над ним года полтора работал и ушел, как только внедрил все процессы. Его задача была выполнена. - Так есть ли в итоге реальные результаты ребрэндинга? - Никто не ставил задачи посчитать стоимость брэнда в точке А, потом - в точке Б. Понятно, что стоимость брэнда существует, и она растет. Стоимость нашего брэнда выросла за год в 29 раз до 169 млрд.дол. Для нас гораздо важнее то, как стали воспринимать наш брэнд реальные и потенциальные пользователи. Они видят полосатые зимние носки – и сразу ассоциация: "Это – "Билан", увидели ролик – то же самое. Это сделано не зря. - Повысилось количество подключившихся? - Повысилось. - У вас же преимущественно молодая аудитория, они мобильны и непостоянны. Сколько у вас, например, неактивных сим-карт? - Активно нашими услугами пользуются 72-74%. Заметьте, остальные брэнды не спешат открывать эту информацию. - Кстати, попробуйте дистанцироваться от своей компании и просто как маркетолог проанализировать маркетинговую политику конкурентов… - В принципе, у всех очень чувствуется влияние "центра". Думаю, что если бы нам дали повоевать на уровне Петербурга, без ограничений в стратегии - по бюджетам, по идеям, с точки зрения тарифной политики, наверное, можно было бы сделать все более зрелищно. Сейчас же такое впечатление, что если идет не договорной матч, то включаются такие глобальные факторы, как общая судейская коллегия. Это шутка, но на самом деле влияние этого есть. И сейчас я четко разграничиваю те действия, которые принимают под влияние HQ, а какие здесь, на местах. Если говорить о "МегаФоне", то понятно, что они были здесь изначально и вопрос о том, как относимся к деятельности, может, не стоит поднимать. Если говорить об их действиях, то на определенном этапе они были сонные, вялые, и это не пошло на пользу компании. Я думаю, что компания должна делать более креативную рекламную кампанию, иллюстрирующую то, что они пытаются донести до потребителя. То же самое я бы сказал по поводу МТС. "Теле2", наверное, более независимый оператор и атакует более агрессивно, активно использует приемы юмора, которые должны привлекать абонентов, нестандартные ходы. Мне это импонирует больше. Оценивать каждый тарифный ход или рекламный ход нельзя. Например, оператор выпускает новый тариф, и ты понимаешь, зачем они это сделали и сколько денег затрачено. И должен оперативно ответить – иногда нам приходится разрабатывать и запускать "ответные" рекламные кампании буквально за неделю. Мы все играем в шахматы, и если бы соперники не умели в это играть, было бы неинтересно, бороться всегда интереснее. - Вы ориентируетесь прежде всего на молодую аудиторию. А "топов", которые "сидят" преимущественно на "МегаФоне" как-то собираетесь завоевывать? - Мы абсолютно не собираемся себя ущемлять, у нас брэнд - общенациональный. Уже очень много сделано, чтобы наш продукт был на том уровне, на каком он есть. А попытки работы над привлечением любых сегментов есть и будут. - Что вы думаете о рекламе, которую ежедневно видите в городе, в целом? - Сказать, что мне что-то очень запомнилось, я не могу. Хотя я сам тоже для этого ничего не сделал, поскольку во многом ограничен с точки зрения требований брэнда. Безусловно, есть те, кто может творить свободно, но не творят, либо работодатели и акционеры не выделяют денег на креатив. Я знаю одно - реклама должна привлекать, у меня же такое чувство, что мы скатываемся в полосу информирования. Это очень нелепо. Когда я бываю в Англии – вижу рекламу хорошо сделанную, интересную, с юмором. У нас все гораздо грустнее в этом плане. Но это связано, во-первых, с отсутствием достаточного количества конкуренции на осуществление тех идей, которые есть. Я считаю, что рекламу не должны оценивать ни заказчики, ни те, кто её делает. Есть четкие методики определения эффективности или привлекательности той или иной рекламы, есть фокус-группы. А у нас чаще всего топ-менеджмент пытается выдавать на рынок тот креатив, который понравился лично ему. Акционер должен забыть об этом, на мой взгляд. Конечно, каждый волен сам управлять собственными деньгами, но это немного ущемляет функцию рекламы – зачем в таком случае вообще нужен рекламный отдел? - А зачем нужен креатив? - Человек, глядя на щиты, должен подумать о чем-то. Конечно, этого можно добиться дешевле – поставить % - и народ пошел. Я не говорю, что принцип демпинга плох. Просто предлагать скидку в 60% можно по-разному. Если вы возьмете 2 бизнес-единицы - базовый продукт, у которого 60% скидки, а в другом случае придумаешь и ещё что-то допишешь - и это будет то, что, подъезжая, заметят люди, заинтересуются и пойдут туда. Покупательная способность начинает выравниваться. Мы должны разговаривать с потребителями на их языке, которого раньше не знали, не коммуницировали вообще. И первый, кто начнет вносить в свою рекламу креатив, станет в краткосрочной перспективе достигать успеха. - Как вы определяете для себя маркетинг? - Это умение четко определить потенциально тех людей, которые готовы воспользоваться твоим продуктом, чтобы понять на каком языке ты можешь с ними поговорить и четко определить пути, которыми ты можешь доставить им сообщение. - Некоторые говорят, что маркетинг – это шаманство… - Это все же больше математика. В конечном итоге мы человеческие предпочтения переводим на язык цифр. Какого цвета сделать упаковку? Это, казалось бы, эмоции, а потом, когда раскладываешь: за этот цвет выступило столько-то людей, за этот - столько-то. В результате эмоции уходят, а цифры остаются. На шаманстве далеко не уедешь, нужно четко все считать - ошибки на конкурентных рынках не прощают. Это раньше можно было – "О, у меня эта кампания не получилась, не то ляпнул – ну и ладно, в следующий раз будет лучше". Сейчас так нельзя. - У вас есть представление об идеальной для вас работе? - В детстве, в учебнике по истории я прочитал про рантье, с тех пор не могу найти себе покоя (улыбается). Я очень люблю жизнь. Использовать свободное время, чтобы получить удовольствие, - это наша основная цель. Для меня вопрос был в том, чтобы получать удовольствие от работы. Сейчас я его получаю, поэтому доволен тем, чем занимаюсь. Другое дело, что есть вещи, которые ты пока не попробовал, но хотел бы, причем таких вещей очень много… Наверное, я снял бы кино. - На какую тему, например? - Я бы сделал кино, которое приносит деньги – во мне все же неистребима коммерческая жилка. Я понимаю, что в этой жизни сколько стоит, поэтому если бы делал кино, то с точки зрения бюджета потратил бы на него мало, а вот прибыль была бы максимальной (улыбается). - Вы можете привести пример такого фильма? - "Бумер". Главное - найти то, что сейчас важно для аудитории. Провести маркетинг, вложиться в рекламу, не пожадничать. - Кстати, а использует ли "Вымпелком" возможности продакт плейсмента? - Иногда происходят разговоры на эту тему. Это, конечно, интересно, но больше связано с тем, что рекламистам хочется ощутить свою принадлежность к большому кино. Классика – это Джеймс Бонд. С другой стороны, ты можешь сделать в картине продакт-плейсмент, а тебя пропустят, так как заняты чем-то другим – сюжетом, например. А навязчивость, на мой взгляд, в кино недопустима – хотя в сериалах она сплошь и рядом. - Вы часто употребляете англицизмы. Так сильно любите Англию? - Да, мне кажется, что в прошлой жизни я жил там. Беседовала Александра Крамская AdLife.spb.ru 20.02.2007 # # # # # # # # # #на печать Комментарии Николай Ващилинсегодня в 16:30 | сообщение #1 Папа устроил Тимочку в английскую школу,потом по блату устроил в институт ФИНЭК,потом за свои деньги отправил на стажировку в Лондон,..А Тимочка папу сдал в милицию по ложному доносу сосвоей мамой и бабулей и завладел его антикварной квартирой и каменным котеджем на берегу реки МГИ в Павлово на Неве...Нехорошо, Тимочка!
Принц Гарри сказал своему отцу Чарльзу, что он его ненавидит за то, что тот заставляет их мать принцессу Диану плакать. Боль сына: самые жестокие слова, которые Уильям говорил Чарльзу Как стало известно, принц задал отцу один очень больной вопрос о Диане накануне развода своих родителей. Принц Чарльз и принц Уильям на королевских скачках в Аскоте, 18 июня 2019 Китайский гороскоп на 2021 год: что ждет каждый знак восточного календаря 242121 Стильные «уловки» принцессы Дианы, которые трудно заметить с первого раза 300050 Пытка за любовь: жуткая история Бланш Монье, ставшей узницей своей матери 54501 В начале своих отношений Чарльз и Диана выглядели идеальной парой. Они обручились в 1981 году и сыграли королевскую свадьбу уже через несколько месяцев. Довольно рано у них появилось двое сыновей — Уильям и Гарри, и первые годы на публике все выглядело прекрасно. Однако за кулисами проблемы в этой паре были с самого начала. Измены, детские травмы, эмоциональная незрелость супругов и сложная адаптация Дианы к новому статусу — все это день за днем подтачивало их брак (читайте также: «Наш брак был адом с первых дней»: неизвестное интервью принцессы Дианы). Принц Чарльз и принцесса Диана во время визита в Сеул, 3 ноября 1992 Королевский эксперт Роберт Лейси в своей книге о Гарри и Уильяме «Битва братьев» утверждает, что непростые отношения родителей сильно сказались и на юных принцах. Они не могли не замечать, что в семье не все гладко, и это выливалось в конфликты. Так, перед самым разводом Дианы и Чарльза четырнадцатилетний Уильям задал отцу очень болезненный вопрос: «Почему ты все время заставляешь маму плакать?». Но и это еще не все: «Я ненавижу тебя, папа. Я так сильно тебя ненавижу!» — заявил принц во время той же ссоры. Принцесса Диана, принц Уильям и принц Чарльз в Виндзорском замке, 9 марта 1997 Лейси утверждает, что Уильям всегда безоговорочно становился на сторону матери и испытывал «открытое презрение и агрессию по отношению к отцу». Более того, эксперт считает, что Кембриджский и по сей день винит Чарльза в распаде их семьи. Естественно, Уильям никогда не показывает это на публике, ведь и он, и его отец — будущие короли Великобритании, и на людях обязаны демонстрировать доверительные отношения. Принцесса Диана и принц Уильям на матче по поло в Виндзоре, 17 мая 1987 Интересно при этом, что Диана предельно откровенно рассказала сыну свою точку зрения на развод. «Уильям спросил меня, что происходит, почему наш брак распался? Я сказала ему, что в наших отношениях нас было трое [Диана подразумевала Камиллу Паркер-Боулз], и что давление СМИ было невыносимым», — рассказывала Уэльская в своем знаменитом интервью для BBC Panorama в 1995 году, — «Я добавила, что все еще люблю его отца, но не могу жить с ним под одной крышей». Впрочем, у Дианы и Уильяма всегда были особенно близкие отношения. В том же интервью она даже признавалась, что хочет, чтобы старший сын занял трон вместо Чарльза: «Я хочу, чтобы мой муж обрел душевный покой, и из этого следует что, да, я вижу в этой роли [монарха] Уильяма». Принцесса была уверена: титул короля Великобритании — слишком тяжелая ноша для чувствительного Чарльза (читайте также: Лучший наследник: почему Диана считала, что Чарльз должен уступить престол Уильяму). Фото: Getty Images ТЕКСТ: АННА ВАРЛАМОВА Два будущих Короля: какими были отношения Чарльза и Уильяма все эти годы Каким королем будет принц Чарльз (и почему он не уступит Уильяму) Принц Чарльз и его Камилла: двое против всех Отцовский инстинкт: как его пробудить и почему это важно СЕГОДНЯ ЧИТАЮТ Китайский гороскоп на 2021 год: что ждет каждый знак восточного календаря Стильные «уловки» принцессы Дианы, которые трудно заметить с первого раза Пытка за любовь: жуткая история Бланш Монье, ставшей узницей своей матери Жизнь, которой не было: как сложилась судьба «исчезнувших» сестер Елизаветы II Астрологический прогноз на 2021 год по знакам Зодиака LIFE&LOVEДИНАСТИИ 152495 Два будущих Короля: какими были отношения Чарльза и Уильяма все эти годы Был ли принц Чарльз хорошим отцом для своих сыновей? Почему поведение принца Уэльского однажды заставило Уильяма сильно покраснеть? И за что Гарри и Уильям всегда будут благодарны своему папе? Читайте в этом материале. Принц Чарльз и принц Уильям на Royal Ascot, 2019 год Китайский гороскоп на 2021 год: что ждет каждый знак восточного календаря 244745 Стильные «уловки» принцессы Дианы, которые трудно заметить с первого раза 301346 Пытка за любовь: жуткая история Бланш Монье, ставшей узницей своей матери 55395 В ноябре 2018 года принц Чарльз отпраздновал свой очередной юбилей. «Для любой матери это большая честь – иметь возможность произнести тост в честь 70-го дня рождения своего сына», – сказала Королева на торжественном ужине в Букингемском дворце. В тот вечер мать принца Чарльза рассказала много хорошего об имениннике, поделилась с гостями самыми счастливыми воспоминаниями, связанными со своим старшим сыном. «За 70 лет мы с Филиппом наблюдали за тем, как Чарльз становится защитником природы и искусства, настоящим лидером благотворительных движений, преданным и высокоуважаемым наследником престола, который выдержал бы конкуренцию с любыми другими [наследниками] в нашей истории, и замечательным отцом», – говорила тогда Елизавета II. Конечно, в основном Ее Величество рассказывала о профессиональных достижениях принца Чарльза во взрослом возрасте. Это были правильные слова, которые должны были прозвучать на такой официальной церемонии. Любопытно, что о детстве своего старшего сына Елизавета II практически не говорила. Многие историки и обозреватели сходятся во мнении, что она и ее супруг – принц Филипп – всегда были вынуждены так много времени уделять своим королевским обязанностям, что на детей его практически не оставалось (читайте также: «Какой матерью Елизавета II была для своих детей»). Вероятнее всего, у принца Чарльза не было теплых и доверительных отношений с собственным отцом. Но каким папой для своего первенца стал он сам? Действительно ли будущий Король Великобритании был «замечательным отцом», как его описывает Елизавета II? Рассказываем, как складывались отношения Чарльза и Уильяма на протяжении всех этих лет. Действительно ли Диана настроила своих сыновей против их отца? В 1996 году принцесса Диана получила официальное уведомление о расторжении брака с принцем Чарльзом. По ее собственным словам, это был «самый грустный день в ее жизни». Впрочем, даже до развода принц и принцесса Уэльские регулярно конфликтовали друг с другом. «Дома полем битвы были их дети, а также отношения Чарльза с Камиллой Паркер Боулз», – писал Эндрю Мортон, автор биографии всенародной любимицы. В книге «Диана: Ее подлинная история» приводятся слова близкого друга принцессы Уэльской – Джеймса Гилби – о том, что Диана думала о супруге как об отце своих детей. «Она считает, что он плохой папа, – рассказал Джеймс. – Эгоистичный папа». Принц Чарльз, принц Уильям и принцесса Диана, 1983 год Британский журналист Том Бауэр, который посвятил много времени выяснению деталей жизни принца Уэльского и даже написал о нем книгу, убежден: отношения Чарльза с сыновьями испортились во время бракоразводного процесса с Дианой. По его словам, старший сын Елизаветы II считал, что «Диана настроила мальчиков против их отца». Изменилось ли мнение будущего Короля по этому вопросу сегодня – неизвестно. Чарльз всегда был «недосягаемой фигурой» В 2017 году, в возрасте 69 лет принц Уэльский выполнял больше королевских обязанностей, чем кто бы то ни было еще в БКС. В его рабочем расписании значилось 546 различных встреч и приглашений на мероприятия. По словам королевского биографа Пенни Юнор, Чарльз всю жизнь относился к рабочим обязанностям чрезвычайно ответственно. В интервью The Daily Beast она сообщила, что принц Уэльский «всегда был поглощен работой», поэтому он был «недосягаемой фигурой» – особенно для своих детей. Юнор также утверждает, что отношения Чарльза с Гарри в детстве можно было назвать «слегка запутанными». Вероятнее всего, подобные отношения связывали принца Уэльского и с его старшим сыном. Принц Чарльз со своими сыновьями на велопрогулке, 1990 год Между тем, Чарльза нельзя было назвать абсолютно безучастным отцом. Он следил за тем, чтобы о его детях заботились, чтобы Уильям и Гарри ни в чем не нуждались. Но тесной эмоциональной связи между ними не сложилось. Пенни Юнор поспешила добавить, что это случилось вовсе не из-за того, что Чарльз не любил своих мальчиков. Просто работа всегда была для него на первом месте. Поэтому он «иногда упускал из виду друзей и близких». Присутствие отца иногда смущало Уильяма Несмотря на рабочую занятость, Чарльз иногда приходил в школу, чтобы поддержать своих детей, когда они участвовали в театральных постановках. И хотя тогда Уильям был еще маленьким – вероятнее всего, были моменты, когда он жалел о том, что папа сидит в зрительном зале. «Я играл в какой-то рождественской пьесе. Я был волшебником и рассказчиком», – вспоминал Уильям в одном из телеинтервью. Перед его появлением на сцене должен был прозвучать звук «небольшого взрыва», но техника дала сбой, и он не прозвучал. Юный Уильям не растерялся и продолжил играть свою роль. И вдруг неожиданно, в середине его монолога, раздался тот самый взрыв. По словам герцога Кембриджского, его отец не мог перестать смеяться до самого конца представления. Он признался, что пробовал «многозначительно смотреть» на папу со сцены, но это не подействовало. Принц Уильям и принц Чарльз, 1995 год Гарри подтвердил слова своего брата, добавив: «И больше никто [на том спектакле] – никто больше не смеялся! Он [Чарльз] всегда смеется в неподходящий момент, он даже не подумал: “О, наверно, не стоит этого делать. Наверно, мне стоит вести себя тихо”. Он просто решил, что это лучшее, что он мог сделать». Они поддерживали связь, пока Уильям учился в школе Как и его отец, принц Уильям посещал школу-интернат. Согласно биографии герцога Кембриджского, опубликованной на официальном сайте королевской семьи, в начале 90-х годов молодой наследник учился в школе-интернате для мальчиков в Лудгроуве, затем он перевелся в Итон-колледж. Принцесса Диана и принц Чарльз с сыновьями в Итон-колледже, 1995 год Во время вынужденной разлуки с отцом Уильям (а затем и Гарри) писал ему письма и всегда получал ответы. Братья до сих пор с улыбкой вспоминают те самые длинные отцовские послания, написанные знаменитым почерком Чарльза – также известном как «почерк черного паука». Они с трудом могли разобрать буквы – не то что слова – в письмах принца Уэльского. Принц Гарри как-то сказал: «В школе мы [с Уильямом] постоянно обменивались письмами [от отца] и говорили: "Думаю, я знаю, что там написано. Можешь прочитать это мне?”. Там была сплошная ерунда». Уильям подхватил историю брата, пошутив: «…на случай, если это была какая-то ерунда, о которой мы еще не знали». Чарльз всегда осторожно относился к чувствам своих детей Уильям и Гарри были еще маленькими мальчиками, когда развелись их родители. Разумеется, им нужно было время, чтобы осознать изменения, произошедшие в семье. Но отношения отца с Камиллой Паркер Боулз и внезапная смерть матери в 1997 году только усугубили ситуацию (читайте также: «Пропавшие вещи принцессы Дианы: как принц Чарльз оберегал себя и Камиллу от правосудия»). Всего за два месяца до трагедии, унесшей жизнь принцессы Дианы, Чарльз решил провести серьезный разговор со своими сыновьями и попытаться объяснить им происходящие перемены. Как рассказывает королевский биограф Пенни Юнор, он усадил Уильяма и Гарри в гостиной и начал сложный разговор. Но быстро понял, что мальчики еще не готовы узнать о Камилле. «В частности, Уильям и слышать ничего об этом не хотел», – поясняет Пенни. Тогда Чарльз понял, что подобными разговорами он может сильно ранить чувства сына, и «не пытался [вернуться к этому вопросу] до тех пор, пока Уильям сам не попросил о встрече с Камиллой год спустя». Принц Уэльский с сыновьями, 1999 год В конце концов, мальчики смогли понять, что отношения Чарльза с Камиллой делали их отца счастливым. А его счастье, по словам Юнор, было для них «важнее всего». Молчание говорит о многом (или нет?) В июле 2017 года Гарри и Уильям приняли участие в съемках документального фильма ITV «Наша Мама: Ее Жизнь и Наследие». Разумеется, этот фильм целиком и полностью был посвящен принцессе Диане. Но многие зрители остались неприятно удивлены тем фактом, что на протяжении часа телеинтервью ни Гарри, ни Уильям и слова не сказали о своем отце. Принцы делились своими детскими воспоминаниями, но имя Чарльза ни разу не прозвучало. Принц Чарльз с сыновьями на отдыхе в Швейцарии, 2000 год Хотя существует вероятность, что Уильям и Гарри все же рассказывали о своем втором родителе на съемках, но эти кадры просто не попали в финальную версию фильма. В книге «Написание, режиссура и производство документальных фильмов и видеороликов» подробно описана технология производства подобных кинолент. В частности, там сказано, что в среднем на каждую минуту выпущенного фильма приходится пять минут съемочного материала, которые зрители никогда не увидят. При выпуске сложных документальных картин, соотношение может увеличиваться до «1 к 14». Но если в самых дорогих детских воспоминаниях Гарри и Уильяма действительно не фигурирует отец, что продемонстрировано в фильме – мы все понимаем, что это значит. Молчание красноречивее любых слов. Чарльз был со своими детьми, когда они в нем нуждались После выпуска того документального фильма о Диане и реакции общественности на отсутствие упоминаний отца в рассказах Уильяма и Гарри, молодые наследники престола поспешили реабилитироваться и защитить Чарльза от злых языков прессы. Выступая от своего имени и от имени брата, Гарри рассказал ITV News, что их отец «был [с ними] тогда – когда умерла мама». Он добавил, что Чарльз «пытался сделать все, чтобы мы чувствовали себя в безопасности». Похороны Дианы, 6 сентября 1997 года Гарри также прокомментировал ситуацию в телеэфире BBC. «Одна из самых тяжелых вещей, которые приходится делать родителю, – сказал он, – это рассказывать своим детям о том, что другой их родитель умер». Несмотря на критику, которая обрушилась на БКС (и в частности – на Чарльза) из-за того, что Уильям и Гарри шли за гробом своей матери на похоронах, герцог Сассекский сказал, что для него это была печальная честь. И он ни секунды не сомневается, что это было правильное решение отца – взять сыновей с собой на прощание с мамой. Вымышленная «холодная война» между сыном и отцом В одной из статей The Daily Beast анонимные источники, якобы близкие к БКС, утверждали, что отношения принца Чарльза со своими сыновьями больше похожи на «холодную войну». В материале говорилось о том, что Чарльз «терпеть не может», когда Уильям и Гарри публично рассказывают, что они чувствовали, когда умерла их мать. Утверждалось также, что отец и сыновья редко видят друг друга вне протокольных мероприятий. Принц Чарльз и принц Уильям, 1999 год Писатель Кристофер Андерсон тоже внес свой вклад в создание той статьи. Он рассказал, что между Чарльзом и Уильямом – очень напряженные отношения, потому что герцог Кембриджский «ненавидит, когда ему говорят, что делать». А, как известно, его отец нередко пытается контролировать ситуацию. Кларенс-хаус прокомментировал статью, назвав ее «полной фикцией». Да и мы, честно говоря, не верим в «холодную войну» между будущими Королями. Чарльз гордится своим старшим сыном Принц Чарльз с сыновьями, 2006 год Возможно, лучший способ понять, какие отношения сложились между отцом и сыном за все эти годы, – послушать их самих. Специальный продюсер ITV Лиззи Робинсон вспоминает речь, которую произнес Чарльз на открытии Международной конференции по незаконной торговле дикой природой. Тогда он обратился к собравшимся такими словами: «Здесь я могу сказать только то, как я горжусь той ролью лидера, которую сыграл мой старший сын – Уильям – в этой области, поднимая вопрос в глобальной повестке дня – в том числе, работая с китайским правительством над введением запрета на слоновую кость». Напомним, принц Уильям с 2013 года патронирует многие организации, которые стремятся защитить вымирающие виды диких животных от исчезновения. Также он поддерживает проекты по борьбе с незаконной торговлей редкими животными. Помимо того, что герцог Кембриджский помог спасти многих братьев наших меньших, он еще и дал повод отцу гордиться своим сыном. Так держать, Уильям. Уильям и Чарльз, 2007 год Уильям хочет, чтобы его отец проводил больше времени с внуками Сегодня, как и почти 40 лет назад, принц Чарльз работает практически без выходных (читайте также: «“Проект 70”: Принц Чарльз планирует узурпировать королевскую власть?»). В документальном фильме BBC One «Принц, сын и наследник: Чарльз в возрасте 70 лет» Уильям признался, что хотел бы, чтобы его отец «немного замедлился» и попытался найти лучший баланс между работой и личной жизнью. Принц Чарльз с сыновьями, 2018 год: «Я бы хотел, чтобы у него появилось больше времени на детей, – сказал герцог Кембриджский. – Проводить больше времени с ним дома было бы прекрасно. Прекрасно, если бы у него появилась возможность поиграть с внуками. Когда он там [на официальных мероприятиях] – он великолепен, но он также очень нужен нам здесь, дома». Принц Гарри тоже считает, что его отцу стоит почаще бывать с семьей. «Когда мы были детьми, – вспоминает он, – его офис постоянно присылал все новые и новые посылки с документами. Мы едва могли пробраться к рабочему столу, чтобы пожелать ему спокойной ночи». Принц Чарльз с внуком - принцем Луи, 2018 год Семейный портрет, 2018 год Надеемся, что хотя бы рождение четвертого внука повлияет на принца Чарльза и он – возможно, впервые за 70 лет – позволит себе расслабиться и насладиться пребыванием в кругу семьи и малышей-наследников престола. На основе материала The List. Фото: Getty Images, Chris Jackson / Clarence House via Getty Images ТЕКСТ: МАРИЯ ТЮМЕРИНА·16 ИЮЛЯ 2019 Каким королем будет принц Чарльз (и почему он не уступит Уильяму) В тени Дианы: как Камилла отвоевала популярность у принцессы Уэльской (и как ей помогал Чарльз) Единственная причина, по которой Елизавета II может отречься от престола Ольга Хохлова: русская балерина, покорившая Пабло Пикассо

Комментариев нет:

Отправить комментарий