пятница, 18 ноября 2022 г.

Херсон, Стремоусов, Симоньян / Наброски #92

ТАСС 18 декабря 2020, 17:55 Умер основатель отечественной школы кинокаскадеров Александр Массарский
это ложь - основателем школы трюков были Григорий Козинцев,Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Глеб Рождественский, Али Бек Кантемиров,Валерий Фраер с 1920 х годов, 1939 годы и 1950 х..А.С.Массарский никогда и нигде не вёл занятий по трюковой подготовке ...Окончил Плановый институт, по болезни желудка был освобождён от службы в Советской армии и от занятий физкультурой и спортом,не имел спортивного разряда по самбо....ходил на занятия по самбо мастера спорта СССР из Динамо Князева... по блату поступил в двухгодичную Школу тренеров при ГДОИФК имени П.Ф.Лесгафта и окнчив её работал инструтором физкультуры и комплекса ГТО СССР в спортобществе ИСКРА , благодаря чему и оказался на Ленфильме и подрабатывал актёром массовки ....а позже -бригадиром спортивной массовки./ Александр Массарский © Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Ему было 93 года САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 18 декабря. /ТАСС/. Выдающийся тренер по дзюдо, основатель отечественной школы кинокаскадерского искусства, дублер Павла Луспекаева в "Белом солнце пустыни" Александр Массарский умер в ночь на пятницу в возрасте 93 лет. Об этом сообщается на сайте Федерации дзюдо России. "В ночь на 18 декабря на 94-м году жизни скоропостижно скончался Заслуженный тренер России по дзюдо, обладатель награды "золотой пояс дзюдоиста" Федерации дзюдо России Александр Самойлович Массарский", - говорится в сообщении. Отмечается, что Массарский был ярким представителем ленинградской тренерской школы дзюдо и самбо, по праву считавшейся одной из сильнейших в СССР. Участвовал в подготовке 12 мастеров спорта СССР по дзюдо и четырех Заслуженных тренеров России, среди которых был и Анатолий Рахлин. Помимо работы в профессиональном спорте, Массарский стал основателем отечественной школы каскадерского киноискусства, участвовал в съемках более 260 фильмов, в их числе - "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительного счастья", "Найти и обезвредить", "Мертвый сезон", "Стрелы Робин Гуда", "Два билета на дневной сеанс", "34-й скорый" и многие другие. В федерации отметили, что Массарский также является автором более 150 научных работ и патентов на изобретения в разных областях науки и техники. "Многие образцы сконструированной им аппаратуры для подводных фото-, кино- и видеосъемок до сих пор выпускаются в Санкт-Петербурге на заводе ЛОМО. Созданный Александром Самойловичем во время работы в "Военмехе" (Ленинградский механический институт - прим. ТАСС) спектральный телескоп используется на Международной космической станции", - сказано в сообщении. ЛЕНФИЛЬМ УМЕР АЛЕКСАНДР САМОЙЛОВИЧ МАССАРСКИЙ /он же Альберт Самуилович Массарский/ 19 Декабря 2020 18 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА НА 93 ГОДУ ЖИЗНИ СКОНЧАЛСЯ АЛЕКСАНДР САМОЙЛОВИЧ МАССАРСКИЙ, ПОЧЕТНЫЙ ДОКТОР БГТУ «ВОЕНМЕХ» ИМ. Д. Ф. УСТИНОВА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РФ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РФ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР РОССИИ ПО САМБО И ДЗЮДО, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. А. С. Массарский ‒ член Союза кинематографистов России, президент Военно-патриотического фонда «Честь и мужество» им. М. Т. Калашникова. Основатель отечественной школы каскадерского искусства, принимавший участие в создании более 300 отечественных и зарубежных художественных фильмов/подтверждающих документов нет и отметки в трудовой книжке -нет/ . Выдающийся инженер, изобретатель, ученый, спортсмен, тренер. Научная и изобретательская деятельность позволила А. С. Массарскому создать уникальные конструкции фото-, кино- и видео- камер для съемок под водой и в открытом космосе, медицинские приборы для применения в хирургии, стоматологии, спортивной и космической медицине, космическую баню для станции «Салют» /не соответствует действительности/ . Он участвовал в создании уникального космического прибора ‒ звездного фотометра, применявшегося на станции «Мир» и позволившего получить научные данные о неизвестных свойствах верхних слоев атмосферы Земли. Настоящий профессионал своего дела, непревзойденный лидер, обладавший широчайшими знаниями и уникальной технической интуицией, А. С. Массарский до последних дней продолжал активную работу с молодыми исследователями, становясь для них научным консультантом, наставником и старшим товарищем. Память об Александре Самойловиче Массарском навсегда сохранится в наших сердцах. "СТРЕЛА" «Драка в кино – как балет!..» 14 мая 2018 strela_admin Александр Самойлович МАССАРСКИЙ, которому 5 мая исполнилось девяносто, – легенда, эпоха. Человек, без которого немыслим отечественный кинематограф, притом что он редко появлялся в кадре. Александр Массарский – каскадер, постановщик трюков, создатель российской школы каскадерского искусства. Его послужной список насчитывает более трех сотен картин, в их числе: «Человек-амфибия», «Интервенция», «Белое солнце пустыни», «Король Лир», «Мертвый сезон», «Стрелы Робин Гуда», «Ермак». А начиналось все давным-давно… Владимир ЖЕЛТОВ фото автора «Из-за недостаточной громкости голоса» – Александр Самойлович, обозначьте, пожалуйста, хотя бы пунктирно, ваш путь из Белоруссии в Ленинград. – Родился я в небольшом городке, который так и называется – Городок. Когда началась Великая Отечственная, мы, вся наша семья, стали беженцами. (Отец уже был непризывного возраста.) За 16 дней пробежали 400 километров. В Ржеве сели в последний идущий на восток грузовой поезд. Дней через двадцать оказались в городе Туринске. Отец устроился работать директором клуба. Мы с сестрой Адой (она старше на три года) пошли в школу. Я в седьмой класс. В победном 45-м школу я закончил. Дом наш в Городке сгорел – возвращаться некуда. Мы с Адой решили поступать в ленинградские вузы. Я в газете наткнулся на объявление: «Театральный институт производит набор». А поскольку в Городке и тем более в Туринске я участвовал в художественной самодеятельности… В общем, прошел я два тура – на третий допущен не был. – На каком основании? – «Из-за недостаточной громкости голоса» – так было сказано в экзаменационном листе. Думаю, это была отписка. И мне пришлось спешно искать другой вуз с общежитием. Поступил в Ленинградский плановый институт (потом он сольется с финансово-экономическим), по окончании был принят на работу в управление Ленинградской железной дороги на должность начальника сектора эксплуатации. Находилось оно на Фонтанке, 117. Проработал там недолго. Перевелся на тренерскую работу – еще студентом начал серьезно заниматься борьбой самбо. Окончил вечернее отделение Института физкультуры имени Лесгафта. Работал в разных спортивных обществах. – Каким образом в вашей жизни появилось кино? – В 1948 году режиссер Александр Иванов приступил к съемкам военного фильма «Звезда». Нужна была большая массовка. Помощники режиссера в спортивных обществах отбирали крепких парней – борцов, боксеров. Одели нас кого немцем, кого – красноармейцем, и мы изображали рукопашные схватки. Для большинства моих товарищей эти несколько съемочных дней не более как случайный эпизод. Кто-то даже ворчал: «От тренировок оторвали!» А меня кино зацепило, как оказалось, на всю оставшуюся жизнь. «Нет такой профессии!» – На вас обратили внимание, стали приглашать? – Ничего подобного. Какое-то время я был без работы – никуда не мог устроиться. В обкоме комсомола предложили: «Пойдешь инструктором по спорту в общество «Искра»?» В «Искре» я отвечал за работу с музеями, театрами, киностудиями. На «Ленфильме» бывал при первой возможности. Меня интересовал процесс кинопроизводства. Режиссеры или помощники то и дело предлагали выполнить тот или иной несложный трюк. «А маленькую драку организовать сможешь?» Смог. Потом приходилось ставить большие сражения. Режиссер Михаил Ершов однажды говорит: «Хорошо, что я тебя встретил! Снимаю «Попутного ветра, «Синяя птица»!» Надо украсить картину. Давай сделаем какую-нибудь драку!» Сделали, «украсили». Когда надо было, я приглашал своих учеников, самбистов. Со временем сложилась группа, которая работала на многих студиях страны. Нас стали приглашать другие студии, и не только на «драки». Я понял: одними «драчунами» не обойтись. Где-то нужны автомобильные трюкачи, где-то фехтовальщики, скалолазы, конники. Я стал обрастать людьми. Получился отряд, человек тридцать, которые друг у друга учились: самбисты у фехтовальщиков, фехтовальщики у самбистов, мотоциклисты у конников, ну и так далее. – Получается, что вы создали первое в нашей стране общество профессиональных каскадеров. – Что-то вроде того. Во всяком случае ни на «Мосфильме», ни на других студиях такой группы не было. – Значит, руководство «Ленфильма» должно было хлопотать об изменении штатного расписания… – Какое штатное расписание! Я горько шутил: в справочнике Госкино 349 профессий, но профессии каскадера нет. Я много лет писал в Госкино: надо узаконить профессию! Узаконили только несколько лет назад. На последнем съезде кинематографистов создали Гильдию каскадеров. Правда, меня задолго до этого оформили консультантом по трюковым съемкам. – А остальные каскадеры? – Формально никакого отношения к кино не имели. В основном это были спортсмены-любители. Врачи, юристы, инженеры. Я однажды посчитал: шесть докторов наук, шесть или семь кандидатов. «Вася, штык настоящий!» – Профессии нет, а проблемы-то могли быть очень серьезные. Как обстояли дела с техникой безопасности? – За все отвечал директор картины. Погиб Евгений Урбанский – отвечал директор картины. Хотя к трюкам он никакого отношения не имел. Какая на ком не лежала бы юридическая ответственность, когда трюковые номера ставлю я, я и отвечаю за жизнь и здоровье человека. Главное трезво оценить, что актер может сделать сам, а что ему лучше не делать и кто его может подменить. В первые послевоенные годы практически все военнообязанные мужчины владели штыковым боем. Я только предупреждал: «Вася, штык настоящий, не войди в раж!» В «Свадьбе в Малиновке» мы рубились настоящими шашками, к концу съемок они превратились в зазубренные пилы. Во время «рубки» нужно было быть осторожным. Многие трюки и технику безопасности при их выполнении приходилось осваивать, что называется, по ходу дела. Скажем, профессиональный конник, прекрасный наездник, его задача – ни при каких обстоятельствах не упасть, а на съемках ему надо падать, да еще вместе с конем. И тут выясняется: после подсечки ты полетишь кувырком вперед – и лошадь окажется на тебе, а это 300–400 килограммов живого веса. Значит, падать надо как-то иначе. А как? Действовали методом проб и ошибок. Со временем научились. Смертельных случаев у нас не было, а травмы, конечно, случались. Говорят, лицо Сталлоне застраховано на несколько миллионов долларов. Если во время съемок он получит царапину, ему выплатят сумасшедшие деньги. А у нас? Сейчас российские каскадеры, как и спортсмены, должны обязательно иметь страховку. Но при несчастном случае они получают компенсацию, которую иначе как нищенской не назовешь. – Александр Самойлович, вы меня, конечно, извините, но большинство драк на экране мне кажутся неправдоподобными. После такой драки человек либо должен умереть, либо остаться инвалидом! – В кино существуют свои каноны. Покажи драку, как у профессионалов в жизни, на экране мелькнут один-два удара, и все. Зритель и сообразить не успеет, что произошло. Поэтому драки растягиваются – как удовольствие. Но часто перебарщивают. Возьмите «Крутого Уокера», сколько раз он бьет кого-то каблуком в подбородок? Челюсть была бы раздроблена при первом же ударе. А его соперник только морщится. Какому-нибудь супергерою дали по голове, он полежал, вскочил на ноги и продолжил драться. Черта с два ты продолжишь! У тебя уже сотрясение мозга, а то и кровоизлияние в мозг. Или: один побеждает человек двадцать. Ну не бывает такого в жизни! В какой-то момент ты либо поскользнешься, либо спиной к противнику повернешься – и все! Старые, советские, фильмы делались на базе повышенных возможностей, но реальных действий. Мы не делали запредельных вещей – подобных тем, что потом пришли из гонконгского кино. То, что сейчас показывают, вне всякой критики. А какие штампы появились! Положительного героя следует избить до полусмерти, после чего он, конечно, воспрянет и победит. В любом американском боевике, а теперь уже и в наших, два героя, плохой и хороший, оба с пистолетами наизготовку, непременно сходятся в поединке. Плохой обязательно схватит ребенка или женщину, приставит ствол к виску и закричит: «Бросай оружие! Иначе убью!» И идиот-противник обязательно бросит пистолет. В жизни подобного быть не может. Если ты прекрасный стрелок, почему тебе не застрелить негодяя? Ведь он даже не прячется за женщину, а стоит рядом! – Не кажется ли вам, что подобные драки в кино реально опасны для общества? Тинейджеры свято верят, что можно драться, как в кино, и оставаться невредимым. – Вот это как раз и ужасно! Я об этом говорю десятилетиями! Практически после каждой картины с драками в травматологические отделения больниц поступают покалеченные мальчишки и девчонки. Пытались повторить увиденное на экране. Они же не подозревают, что в кино любая стычка ставится как балет и все драки бесконтактные. Подростки думают: если табуреткой дать по голове, ничего страшного не произойдет. Есть много кинематографических приемов, когда можно показать драку и не показывать, как нож входит в тело, как брызжет кровь. В «Короле Лире» видим схватку и видим нож, торчащий из живота. По признанию многих зрителей, на них этот кадр произвел сильное впечатление. В картине «Звезда пленительного счастья» каскадеров подвесили на специально сконструированных лямках, что-то вроде парашютной обвязки. Потом начали ставить свет, определяться с местом для камеры. За подготовкой «казни декабристов» с пляжа Петропавловки наблюдало довольно много зевак. Люди хихикали, посмеивались. Но когда «декабристы» повисли, люди на мгновение замерли, потом по толпе прокатилась волна ужаса. Я попросил психологов прокомментировать ситуацию. «Реальное несчастье не производит такого сильного впечатления, как то, которое человек домысливает». Эффект личного присутствия – Когда последний раз вы были заняты в каскадерской работе? – Совсем недавно. Ставил автомобильные трюки. – Считается (и, наверное, небезосновательно), что каскадеры по причине перегрузок, травм и так далее долго не живут. Вы исключение из правил? – Свое долголетие я считаю своей большой творческой удачей. — Рецептами поделитесь? Зарядка — ежедневно? — Само собой. — Контрастный душ? — Разумеется. По холодному душу больший специалист моя жена. Элла купается даже в очень холодной воде. Купалась как-то в Сочи. На пляже собралась компашка грузинов, кричат: «Дэвушка, дэвушка, выходи!» «Девушка» продолжает купаться. Грузины замерзли и ушли. Но, как оказалось, не навсегда. Выходит Элла на берег – ее встречают букетом цветов. — Кстати. Книгу «За кадром и в кадре» вы посвятили Элле – «верному соратнику во всех начинаниях, без которой я не стал бы собой». В картине «34-й скорый» во время пожара гибнет проводница — ее играла замечательная актриса Елена Майорова. Майорову, с вашей подачи, дублировала Элла Левицкая. Я понимаю, что русская женщина «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Но не понимаю, как можно в огонь толкать любимую женщину. — Если бы только в огонь! На съемках одной из картин автомобиль, в котором находилась Элла, должен был прыгнуть с трамплина на скорости 60 километров. Я сам все проверил. Но каскадер дал 90. Трамплин нагрузки не выдержал, сломался. Машина пошла винтом и сильно ударилась о землю. У Эллы серьезная травма. — И после этого она соглашалась на ваши авантюрные предложения? — Думаете, нет?.. – Мы все понимаем: кино – это игра. Стоит ли эта игра здоровья, а иной раз и жизни человека? Может быть, компьютерная графика избавит кинопроизводство от излишнего риска? Профессия, легализации которой вы так долго добивались, отмирает? – Профессия, конечно, не отомрет. Персонаж падает с 80-го этажа небоскреба. Только недоумкам непонятно, что это не трюк, а компьютерная графика. Многое можно сделать на компьютере. Но обязательно должен быть и эффект личного присутствия актера. Самый яркий пример – Павел Луспекаев в «Белом солнце пустыни». Я понимал, что с ампутированными ступнями Паша драться на качающемся баркасе с басмачами не сможет. С Мотылем (режиссер Владимир Мотыль. – Прим. ред.) мы договорились, что дерусь я, а Пашу «подставляем» на крупные планы. Когда снимали крупные планы, Луспекаев все сделал сам. Я кинулся его обнимать. Это был тот случай, когда я был безумно счастлив, что меня на монтаже вырезали. _________________ Досье Александр Массарский — заслуженный тренер по борьбе самбо и дзюдо, заслуженный работник культуры России, академик Всемирной академии науки, искусств, культуры. Академик международной академии информатизации при ООН. Занимается разработкой приборов для подводной кино- фотосъемки и приборов для исследования космоса; разработал и реализовал проект «бани» для космических станций и телескоп для изучения атмосферы Земли из космоса. Разработал и внедрил в производство первую отечественную систему зубных винтовых имплантатов с набором инструментов, названную «Дентальные имплантаты Массарского (ДИМ)». В.С.Макаров, К.Э.Сухенко, А.И.Шантырь, С.А.Вострецов, Л.К.Гречко, К.М.Иванов, С.К.Крикалев, А.И.Борисенко, И.В.Вагнер, О.С.Ипатов, А.М.Аронов, Д.А.Момот, В.В.Анисимов, В.В.Гаврилюк, О.П.Мухин, И.К.Курдин, О.В.Басилашвили, Г.А.Штиль, Г.П.Богачев, А.М.Городницкий, С.В.Астахов, Н.В.Буров, М.С.Боярский, Р.Д.Фурманов, А.Л.Рабинович, Н.М.Мажуга, К.В. Набутов, Ф.Мастранджело, И.Н.Шимбаревич. Ленфильмовцы, каскадеры, подводники, военмеховцы, актеры БДТ, ученики- спортсмены, многочисленные соратники, коллеги и друзья покойного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий